Вход

source site Многофункциональное пособие «Речевые круги»

1. Введение

Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные задачи, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников – игра.

Игра – единственный из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь ребенка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

Наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые логопедом или воспитателем дидактически направленные игры. В процессе дидактических игр ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. С целью всестороннего развития детей дошкольного возраста было изготовлено дидактическое пособие «Речевые круги».

2. Описание пособия

Дидактическое пособие состоит из фанерного корпуса и двух кругов с картинками, свободно вращающиеся на металлических стержнях. Длину дидактического пособия необходимо сделать чуть меньше диаметра двух кругов, с целью удобного вращения за выступающие части.

Процесс изготовления дидактического пособия:

1. Взять фанеру. Выпилить две пластины прямоугольной формы.

2. В верхней пластине дидактического пособия выпилить окошечко в виде шестиугольника, в котором будет видно по одному сектору первого и второго круга.

3. В нижней пластине пособия по углам приклеить упоры.

4. Для вращения кругов вставить два металлических стержня.

5. Вырезать круги из плотного картона.

6. Подобрать картинки по лексическитемам

7. Круги разбить на 4, 5, 6, секторов, в зависимости от числа картинок.

3. Задачи работы с пособием

Оборудование может применяться вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения и становления правильной речи дошкольников. Используя занимательно-игровое пособие «Речевые круги», логопед (воспитатель) может корригировать различные аспекты речевой деятельности, через решение задач:

- развивать фонематические процессы;

- развивать артикуляционный аппарат;

- уточнять и активизировать словарный запас;

- совершенствовать слоговую структуру слова;

- автоматизировать звуки речи;

- развивать грамматический строй речи;

- формировать структуру предложения;

- совершенствовать развитие связной речи;

- развивать познавательную активность.

Работа с «Речевыми кругами» ведется:

- на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях

- на занятиях по развитию речи

- в игровой деятельности вне занятий

- в самостоятельной деятельности детей

4. Этапы участия логопеда (воспитателя) в играх с «Речевыми кругами»:

I. Логопед (воспитатель) непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно;

II. Логопед (воспитатель) косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи;

III. Логопед (воспитатель) осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе коррекционной логопедической работы.

IV. Логопед (воспитатель) осуществляет обучающее руководство речевыми играми и создает условие для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.

5. Организация и проведение дидактических игр

Данное пособие можно использовать в работе с дошкольниками от 3-х до 7 лет. Оно многофункционально и формирует навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.

Нельзя не отметить универсальность игрового пособия: используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Самостоятельно дети играют с «Речевыми кругами» в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях с логопедом, воспитателем. Дети с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры. Это пособие помогает мне сделать занятие увлекательным, эффективным, помогает обучать играя. Выполняя разнообразные задания, дошкольники вливаются в непринужденную, увлекательную атмосферу, процесс обучения.

Пособие «Речевые круги» обеспечивает яркость, необычность, занимательность заданий, что ведет к успешному решению задач.

Вариантов игр, которые можно организовать с детьми, используя данное пособие, множество. Все зависит от поставленных педагогом задач и пройденного материала.

6. Варианты игр с данным пособием

В образовательной деятельности работа по накоплению словаря и развитию грамматического строя речи у дошкольников проводится в тесном единстве, поэтому игры, которые я хочу предложить, проводятся по разным лексическим темам, изучаемым в дошкольном учреждении.

Самыми распространенными и полюбившимися детьми дидактическими играми на всех лексических темах являются:

1. Д/игра «Один – много»

Цель игры: развитие умения детей образовывать существительные множественного числа от единственного.

2. Д/игра «Назови ласково»

Цель игры: развитие умения детей образовывать существительные в уменьшительно-ласкательном значении.

3. Д/игра «Скромник и хвастун»

Цель игры: развитие умения детей употреблять в речи существительные множественного числа в родительном падеже.

4. Д/игра «Посчитай, сколько?»

Цель игры: развитие умения детей правильно согласовывать числительные от 1 до 10 с именами существительными.

5. Д/игра «У меня одна, а у тебя сколько?»

Цель игры: развитие умения детей согласовывать числительные два, пять с существительными.

6. Д/игра «Из чего – какое?»

Цель игры: развитие умения детей образовывать относительные прилагательные. («Какой сок?», «Какое варенье?», «Какой салат?», «Какая веточка?», «Какой дом?»

7. Д/игра «Чей? Чья? Чьё?»

Цель игры: развитие умения детей образовывать притяжательные прилагательные.

8. Д/игра «Мой, моя, мои» или «Жадина»

Цель игры: развитие умения детей правильно подбирать притяжательные местоимения к именам существительным.

9. Д/игра «Скажи наоборот»

Цель: развитие умения детей подбирать антонимы к разным частям речи.

Данные игры могут использовать учителя – логопеды, воспитатели, родители в целях закрепления лексических тем, тем самым обогащая словарь детей, что в свою очередь способствует развитию правильной и грамотной речи будущих школьников.

Д/игра «Один - много»

Цель игры: развитие умения детей образовывать существительное множественного числа от единственного.

Ход игры: логопед предлагает детям рассмотреть предложенную картинку в 1-ом секторе с левой стороны, назвать насекомое на ней в единственном числе. Подобрать картинку с правой стороны на которой изображено несколько таких насекомых, назвать кто изображен на этой картинке.

Д/игра «Назови ласково»

Цель игры: развитие умения детей образовывать существительные в уменьшительно-ласкательном значении.

Ход игры: логопед предлагает детям рассмотреть предложенную картинку слева, назвать насекомого на ней. Подобрать картинку с изображением маленького насекомого справа, путем вращения круга и назвать это насекомое ласково. Дети образуют слова в уменьшительно-ласкательном значении.

Д/игра «Чей домик?»

Цель игры: развитие умения детей образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры: сначала ребенок рассматривает картинку, изображенную слева называет насекомого, затем, вращая круг подбирает картинку с нужным жилищем с правой стороны. Отвечает на вопрос «чей домик?»

Д/игра «Чей хвост?»

Цель игры: развитие умения детей образовывать притяжательные прилагательные.

Д/игра «Посчитай, сколько?»

Цель игры: развитие умения детей правильно согласовывать числительные от 1 до 10 с именами существительными.

Ход игры: логопед предлагает детям рассмотреть предложенную картинку в 1-ом секторе с левой стороны, назвать насекомого, которое изображено на полянке, потом посчитать и назвать, сколько насекомых на другой полянке.

Д/игра «Какой листок?»

Цель игры: развитие умения детей образовывать относительные прилагательные.

набор кисточекметоды продвиженияinstagram business and