Вход

http://www.xn--e1aybc.xn---1-glcun9afjc.xn--p1ai/nut/kupit-amfetamin-v-chkalovsk.html Многофункциональное пособие «Речевые круги»

1. Введение

Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные задачи, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников – игра.

Игра – единственный из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь ребенка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

Наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые логопедом или воспитателем дидактически направленные игры. В процессе дидактических игр ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. С целью всестороннего развития детей дошкольного возраста было изготовлено дидактическое пособие «Речевые круги».

2. Описание пособия

Дидактическое пособие состоит из фанерного корпуса и двух кругов с картинками, свободно вращающиеся на металлических стержнях. Длину дидактического пособия необходимо сделать чуть меньше диаметра двух кругов, с целью удобного вращения за выступающие части.

Процесс изготовления дидактического пособия:

1. Взять фанеру. Выпилить две пластины прямоугольной формы.

2. В верхней пластине дидактического пособия выпилить окошечко в виде шестиугольника, в котором будет видно по одному сектору первого и второго круга.

3. В нижней пластине пособия по углам приклеить упоры.

4. Для вращения кругов вставить два металлических стержня.

5. Вырезать круги из плотного картона.

6. Подобрать картинки по лексическитемам

7. Круги разбить на 4, 5, 6, секторов, в зависимости от числа картинок.

3. Задачи работы с пособием

Оборудование может применяться вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения и становления правильной речи дошкольников. Используя занимательно-игровое пособие «Речевые круги», логопед (воспитатель) может корригировать различные аспекты речевой деятельности, через решение задач:

- развивать фонематические процессы;

- развивать артикуляционный аппарат;

- уточнять и активизировать словарный запас;

- совершенствовать слоговую структуру слова;

- автоматизировать звуки речи;

- развивать грамматический строй речи;

- формировать структуру предложения;

- совершенствовать развитие связной речи;

- развивать познавательную активность.

Работа с «Речевыми кругами» ведется:

- на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях

- на занятиях по развитию речи

- в игровой деятельности вне занятий

- в самостоятельной деятельности детей

4. Этапы участия логопеда (воспитателя) в играх с «Речевыми кругами»:

I. Логопед (воспитатель) непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно;

II. Логопед (воспитатель) косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи;

III. Логопед (воспитатель) осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе коррекционной логопедической работы.

IV. Логопед (воспитатель) осуществляет обучающее руководство речевыми играми и создает условие для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.

5. Организация и проведение дидактических игр

Данное пособие можно использовать в работе с дошкольниками от 3-х до 7 лет. Оно многофункционально и формирует навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.

Нельзя не отметить универсальность игрового пособия: используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Самостоятельно дети играют с «Речевыми кругами» в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях с логопедом, воспитателем. Дети с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры. Это пособие помогает мне сделать занятие увлекательным, эффективным, помогает обучать играя. Выполняя разнообразные задания, дошкольники вливаются в непринужденную, увлекательную атмосферу, процесс обучения.

Пособие «Речевые круги» обеспечивает яркость, необычность, занимательность заданий, что ведет к успешному решению задач.

Вариантов игр, которые можно организовать с детьми, используя данное пособие, множество. Все зависит от поставленных педагогом задач и пройденного материала.

6. Варианты игр с данным пособием

В образовательной деятельности работа по накоплению словаря и развитию грамматического строя речи у дошкольников проводится в тесном единстве, поэтому игры, которые я хочу предложить, проводятся по разным лексическим темам, изучаемым в дошкольном учреждении.

Самыми распространенными и полюбившимися детьми дидактическими играми на всех лексических темах являются:

1. Д/игра «Один – много»

Цель игры: развитие умения детей образовывать существительные множественного числа от единственного.

2. Д/игра «Назови ласково»

Цель игры: развитие умения детей образовывать существительные в уменьшительно-ласкательном значении.

3. Д/игра «Скромник и хвастун»

Цель игры: развитие умения детей употреблять в речи существительные множественного числа в родительном падеже.

4. Д/игра «Посчитай, сколько?»

Цель игры: развитие умения детей правильно согласовывать числительные от 1 до 10 с именами существительными.

5. Д/игра «У меня одна, а у тебя сколько?»

Цель игры: развитие умения детей согласовывать числительные два, пять с существительными.

6. Д/игра «Из чего – какое?»

Цель игры: развитие умения детей образовывать относительные прилагательные. («Какой сок?», «Какое варенье?», «Какой салат?», «Какая веточка?», «Какой дом?»

7. Д/игра «Чей? Чья? Чьё?»

Цель игры: развитие умения детей образовывать притяжательные прилагательные.

8. Д/игра «Мой, моя, мои» или «Жадина»

Цель игры: развитие умения детей правильно подбирать притяжательные местоимения к именам существительным.

9. Д/игра «Скажи наоборот»

Цель: развитие умения детей подбирать антонимы к разным частям речи.

Данные игры могут использовать учителя – логопеды, воспитатели, родители в целях закрепления лексических тем, тем самым обогащая словарь детей, что в свою очередь способствует развитию правильной и грамотной речи будущих школьников.

Д/игра «Один - много»

Цель игры: развитие умения детей образовывать существительное множественного числа от единственного.

Ход игры: логопед предлагает детям рассмотреть предложенную картинку в 1-ом секторе с левой стороны, назвать насекомое на ней в единственном числе. Подобрать картинку с правой стороны на которой изображено несколько таких насекомых, назвать кто изображен на этой картинке.

Д/игра «Назови ласково»

Цель игры: развитие умения детей образовывать существительные в уменьшительно-ласкательном значении.

Ход игры: логопед предлагает детям рассмотреть предложенную картинку слева, назвать насекомого на ней. Подобрать картинку с изображением маленького насекомого справа, путем вращения круга и назвать это насекомое ласково. Дети образуют слова в уменьшительно-ласкательном значении.

Д/игра «Чей домик?»

Цель игры: развитие умения детей образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры: сначала ребенок рассматривает картинку, изображенную слева называет насекомого, затем, вращая круг подбирает картинку с нужным жилищем с правой стороны. Отвечает на вопрос «чей домик?»

Д/игра «Чей хвост?»

Цель игры: развитие умения детей образовывать притяжательные прилагательные.

Д/игра «Посчитай, сколько?»

Цель игры: развитие умения детей правильно согласовывать числительные от 1 до 10 с именами существительными.

Ход игры: логопед предлагает детям рассмотреть предложенную картинку в 1-ом секторе с левой стороны, назвать насекомого, которое изображено на полянке, потом посчитать и назвать, сколько насекомых на другой полянке.

Д/игра «Какой листок?»

Цель игры: развитие умения детей образовывать относительные прилагательные.

                                                                           «Адаптация детей к детскому саду».


             Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие капризничают и плачут перед входом в группу.
Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.(стесс)
Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась.Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций.
В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. При этом ребёнок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему и плохому; и правильному и не правильному.
Во-вторых, у детей 2-3 лет недостаточно сформированы механизмы саморегуляции организма. Ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребёнок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит и т.д. Поэтому взрослый должен быть уверен, что малыша ничего не беспокоит.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в группах раннего возраста. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка. Нередко боязнь новых людей и ситуаций приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
В-третьих, дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
В-четвертых, большинство детей уже способны пользоваться ложкой, одеваться, проситься на горшок, но дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на место. Придя в детский сад, ребенок сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно.
Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.
Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов.
Ребенок
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:
• четкий режим дня;
• отсутствие родных рядом;
• длительный контакт со сверстниками;
• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
• особенности нового пространственно-предметного окружения.
Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями.
Адаптирующегося ребенка отличает:
• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;
• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
• утрата навыков самообслуживания;
• нарушение сна;
• снижение аппетита;
• регрессия речи;
• изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;
• снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).
Родители
Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу), оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:
• в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицательные);
• начинается «маркетинг в песочнице» (разговоры с гуляющими мамами на детской площадке все время крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как там?»);
• обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр.), но и к поведенческим (как общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.);
• в общении с ребенком и друг с другом появляются слова «детский сад» и «воспитательница» (Вот пойдешь в детский сад...Что скажет воспитательница, если увидит такое...).
И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым условиям жизни.
Адаптирующегося родителя отличает:
• повышенная тревожность;
• обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;
• преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);
• повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);
• многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).
Педагог
Набирая новую группу, каждый педагог (особенно если у него есть опыт работы) знает, что этот процесс никогда не бывает одинаковым. Важно не только узнать и понять каждого ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания, уважения и сотрудничества. В общем, педагоги, так же как и другие участники жизни группы детского сада, встают перед неизбежностью адаптационного процесса.
Воспитатель знает, что теоретические знания, накопленные методы и приемы успешной адаптации детей к условиям детского сада не всегда срабатывают по отношению к новому ребенку и его родителям. А значит, впереди напряженный, всегда связанный с поиском этап работы, название которому - адаптация.
Адаптирующегося педагога отличает:
• чувство внутреннего напряжения, которое приводит к быстрой физической и психологической утомляемости;
• повышенная эмоциональность.
Сколько это будет длиться?! Или когда наступит конец адаптации?
Выделяют три степени адаптации:
• легкую (15-30 дней);
• среднюю (30-60 дней);
• тяжелую (от 2 до 6 месяцев).
По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию.
Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:
• при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;
• ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;
• малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;
• ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;
• восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;
• нормализуется сон как в детском саду, так и дома;
• восстанавливается аппетит.
Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года.
На то, как будет протекать процесс адаптации, влияют следующие факторы:
1. Возраст;
2. Состояние здоровья;
3. Уровень развития навыков самообслуживания;
4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
5. Сформированность предметной и игровой деятельности;
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;
А с какими трудностями приходится сталкиваться малышу, вам расскажут педагоги.   
               

 

 

                                           Готовность ребенка к обучению в школе.

Хотя дошкольный возраст и не является возрастом решающих сдвигов в развитии личности, тем не менее, в этот период достаточно заметно происходит формирование личности.

Дети в этом возрасте готовятся к поступлению в школу. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру, начинают отходить на второй план, постепенно начиная сменяться жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений.

Главное изменение, которое требуется от ребенка перед поступлением в школу, это быть человеком, который сознательно и целенаправленно управляет своим поведением, своей деятельностью, своими психическими процессами.

Существует множество взглядов на определение готовности ребенка к обучению. Тем не менее, большинство ученых и психологов признают тот факт, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда будущий первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.

И в качестве важнейших параметров психологической готовности детей к обучению является следующее: 

это умение ориентироваться на систему правил, умение слушать и выполнять  инструкцию взрослых, умение работать по образцу, развитие наглядно-образного и логического мышления; мотивационной и эмоциональной сферы личности.

Таким образом, готовность к школьному обучению имеет многокомпонентную структуру, в  которой можно выделить несколько основных компонентов:

1. Интеллектуальная готовность.

Этот компонент готовности предполагает наличие у дошкольников кругозора, запаса конкретных знаний.

Важным компонентом интеллектуальной готовности является развитие речи ребенка. В этом возрасте развивается связная монологическая речь. Она отличается от разговорной, не только в том, что  в ней должны строго соблюдаться нормы литературного языка, но и в том, что построение высказывания требует гораздо большей произвольности и осознанности.

Интеллектуальная готовность предполагает формирование у ребенка начальных общеучебных умений. Так же должна  быть достаточно выражена познавательная активность.

Вторым важным компонентом является:

2. Личностная готовность, которая включает в себя формирование у дошкольника готовности к принятию нового социального положения школьника, имеющего  круг прав и обязанностей. И проявляется  в наличии учебной мотивации, умения общаться со сверстниками и с взрослыми («ты» для обращения к взрослому не приемлемо!), в способности подчинять свое поведение законам детских групп.

Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания.

Будущему школьнику необходимо управлять своим поведением и познавательной деятельностью.

К началу обучения в школе у вашего ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость (это отсутствие импульсивных реакций, способность длительное время выполнять не очень привлекательное задание) лишь на ее фоне и возможно протекание учебной деятельности.

3. И третьим компонентом (очень важным) является физическая готовность, которая  определяется физическим развитием и его соответствием возрастным нормам.

 

Сообщение на тему

«Организация образовательных отношений в ДОО

в соответствии с ФГОС»

Подготовила: ст. воспитатель МБДОУ № 96 Воронина Г.В.

Миасс 2014г.

             Авторитаризм, который царил в дошкольном образовании много лет, уступает местосотрудничеству, методам совместных действий педагогов и детей. Запорожец отмечал, что, если ребенка «тянуть за уши, то ребенок остается маленьким, но с большими ушами». В настоящее время наблюдается опережение обучения: раннее чтение, взрослые термины, сложная техника. Исследования ученых показали, что дети не только не стали более развиты, но и отстают по своим показателям от детей конца 20 века. Надо стремиться не к расширению потенциала ребенка, а к саморазвитию. Ребенок развивается по своей собственной программе: узнает то, что ему интересно, он задает вопросы и соответственно развивается.

       Сегодня нам необходимо уйти от монотонности («День Сурка»), вносить сюрпризы, должен быть для детей эффект неожиданности. Учить не математике, а математикой, не конструированию, а конструированием…

      Формы обучения определены ФГОС и представлены в различных видах деятельности: двигательной, трудовой, продуктивной, познавательно-исследовательской, трудовой, коммуникативной и др.  В течение дня планируется совместная деятельность со взрослыми (НОД и в ходе режимных моментов), самостоятельная деятельность детей.

В настоящее время идет тенденция отказа от занятий, как формы обучения. Занятия вытесняются игрой, другими видами деятельности. Рассматривать занятие, как занимательную деятельность.

Как же быть с подготовкой детей к школе?

                Надо понимать значение игры, как ведущей деятельности детей. Игра создает условия для развития воли, эмоций…  Игра  способствует развитию произвольности.  Выгодский отмечает, что игра позволяет быть ребенку активным, развивать произвольность. Ребенок должен ставить цели, предусматривать достижение результата. Деятельностный подход – главный содержательный потенциал дошкольного образования! Майер Алексей Александрович д-р пед. наук, профессор кафедры дошкольного образования Алтайской гос.пед. академии так говорит о цели педагогической деятельности: «Идеальный вариант цели звучит так: «миссия (цель) воспитателя – перестать быть нужным ребенку», т.е. результат деятельности воспитателя не то, насколько ребенок зависим от воспитателя, а то, насколько он от него свободен, т.е. дальнейшее развитие ребенка напрямую зависит от успешной работы воспитателя, и главный показатель такого результата – то, что ребенок самостоятельно выполняет определенные операции без его помощи».

Необходимо организовать образовательный процесс с учетом заявленных в ФГОС принципов:

- принцип ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ребенок должен уметь добывать знания сам)

- принцип ПРЕЕМСТВЕННОСТ (между всеми уровнями образования)

- принцип ИНТЕГРАЦИИ (формирование обобщенного мировоззрения о  мире)

    - принцип ЗОНЫ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ

- принцип ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ  (важна атмосфера, в  какой форме проходит беседа)

  - принцип  ВАРИАТИВНОСТИ (выбор)

-принцип ТВОРЧЕСТВА (использование ребенком своего собственного опыта)

 - принцип ИНИЦИАТИВНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (в быту, игре,  труде, в худ. деятельности)

       Главное требование к взрослым – использовать формы и методы работы, которые способствуют развитию ребенка. Например, проектная деятельность (целенаправленность, ход действия, оценка, самоконтроль).  Тема проекта должна быть интересной, увлекательной, построенной на добровольности.   Давыдов указывает, что надо использовать игровые технологи: «Если не использовать игровые технологи, то занятие приобретает форму учебной деятельности»

Майер А.А. «Ребенок – это маленький человек, который нуждается в помощи, в тоже время – это активно развивающаяся и растущая личность, способная познавать мир и себя в нем с помощью взрослого. Здесь отражены сильные и слабые стороны ребенка одновременно: его активность и саморазвитие, с одной стороны, и зависимость от взрослого, определенная ограниченность (опыта, психофизических возможностей) – с другой.   Такое понимание ребенка на первый план выдвигает главную проблему: дошкольное образование должно быть направлено на удовлетворение сиюминутных, спонтанных интересов ребенка, потому что именно в них заложен источник развития».

                                                                                    

 

Как подготовить ребенка к школе?

выступление  на родительском собрании

                                                                в старшей группе ДОУ № 96      

Подготовила: ст. воспитатель МБДОУ № 96 Воронина Г.В.

Миасс 2014

             

     Очень хорошо, что вы и ваши педагоги именно в старшей группе задумались о подготовке детей к школе.  Если «не гнать лошадей», а дать возможность ребенку «созреть», внимательно и последовательно развивать то, к чему он тянется и готов, то нет никаких трудностей в подготовке малыша к обучению в школе.

        Многие родители ошибочно полагают, что готовность к школе – это умение читать, считать и писать. Однако это – лишь верхушка айсберга. На самом деле готовность к школе – вопрос значительно более обширный. В теории ни читать, ни писать, ни тем более решать задачи ребенок уметь не должен. Но на практике оказывается, что лучше ему бы все это уже уметь, поскольку иначе будет сложно угнаться за темпом обучения, и он будет чувствовать себя неуютно в среде «продвинутых» сверстников.

             Научить читать в старшей группе действительно можно, но того ребенка, который к этому готов.  У родителей есть преимущества перед детским садом: вы можете обеспечить индивидуальный подход к ребенку.

В современной науке  существует множество  методов обучения чтению детей разного возраста. Один из них это метод Зайцева, который обещает научить читать с 2-х-летнего возраста.   Метод хорош тем, что предполагает  сразу обучение чтению по слогам, а не по буквам. Благодаря этому пропускается этап чтения, когда ребенок называет отдельные буквы и  не может их связать в слово.

    Есть  еще один метод обучения чтению, он основан на  развитии  у малыша фонематического слуха до начала обучения буквам. По этой методике занимаются наши педагоги, готовя детей к обучению грамоте.

     Для того, чтобы помочь ребенку не чувствовать себя «белой вороной» и неумехой, родителям следует ответственно отнестись к процессу предшкольной  подготовки.      Нередко родители воспринимают свое чадо как некий «сосуд», который следует наполнить знаниями, а не как факел, который надо зажечь. В новом законе «Об образовании» мы читаем, что родители, наряду с организациями,  осуществляющими  образовательную деятельность, педагогическими работниками и воспитанниками включены в систему образования (гл.2 ст.10). Родители воспитанников имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (Гл.4 ст.44 ч.1)          Ответственность за воспитание  закон перекладывает на плечи семьи. Семья является резервом реализации стандарта, реализации первого уровня образования.  А в помощь вам даны образовательные организации.

            Итак, что же должен уметь будущий первоклассник? Само понятие «готовность к школе» состоит из несколько составных частей. Это физическая, эмоционально-волевая, психологическая, умственная и мотивационная готовность.

Для успешной учебы ребенок должен достичь определенного уровня развития во всех этих сферах.

1. Физическая готовность - будущий школьник должен уметь удерживать длительно статичное положение тела, быть в состоянии носить нелегкий ранец. И, конечно, быть здоровым.  Если вы не уверены в выносливости  ребенка, приучайте его к медленному бегу, но в течение 2-4 минут без перерыва. Пешим прогулкам на протяжении 30 минут без отдыха. Здорово, если он приучен к ежедневной утренней зарядке, ходьбе на лыжах и коньках.

2. Эмоционально-волевая готовность - ребенок к 6-ти годам должен  владеть навыком выполнения пусть несложных, но постоянных обязанностей. В первую очередь, по самообслуживанию. Часто камнем преткновения в  первые годы учебы в школе становится несамостоятельность детей в быту. Поэтому,  воспитание самостоятельности дошкольника  очень важный фактор его подготовки к школьному обучению. Это навыки одевания, раздевания, самостоятельной еды, шнуровки ботинок, завязывания  шапок, застегивание пуговиц на верхней одежде в 4-5 лет, культурно-гигиенические навыки и т.д.

Если ваши сын или дочь до шести лет не приучены самостоятельно следить за своими вещами, убирать за собой игрушки, то, как можно рассчитывать на то, что при поступлении в школу они смогут держать в порядке свои учебные принадлежности? Да и одежду тоже. В этом случае у ребенка неизменно будут возникать трудности с запоминанием домашних заданий, со сборами портфеля. Несамостоятельные дети часто забывают что-то – то ли из  дому взять в школу, то ли из школы забрать домой. Поэтому первым этапом подготовки ребенка в школе – это уроки самостоятельности.

            К эмоционально-волевой готовности к школе можно отнести и навыки общения ребенка с окружающими людьми. Взрослыми — знакомыми и незнакомыми. И со сверстниками. Если  малыш не умеет общаться на равных со сверстниками, он неизбежно будет с ними в конфликте или конфронтации. Детский коллектив достаточно жесткий и бескомпромиссный. Важно чтобы малыш умел отстоять свою точку зрения, и при этом не вел себя высокомерно. Чтобы не помыкал другими детьми, и, в то же время, не допускал неуважительного отношения к себе. Чтобы умел и был готов к нахождению компромиссных решений в конфликтной ситуации.

     Умение общаться с взрослыми знакомыми и незнакомыми — одно из условий успешной учебы в школе. Ведь малышу придется обращаться за помощью к учителю, спрашивать или переспрашивать его что-то на уроках. У детей нередко возникают трудности в этом. Причины таких трудностей могут быть различны.

      Если ваш малыш стеснительный, неуверенный в себе, значит, он имеет негативный опыт общения с взрослыми, в котором он был не понят, не услышан, не поддержан в своих потребностях.  В таком случае,  детей  нужно чаще хвалить, реже ругать за несовершенство выполнения заданий или поведения.

      Помогают специально созданные  ситуации, в которых ваш сын или дочь приобретает положительный опыт общения с продавцами в магазине, кондуктором в транспорте, бабушкой, которой уступает место в троллейбусе. – Вариантов масса.  Стимулируйте его активность и самостоятельность. Пусть ребенок сам обратиться к незнакомым людям с просьбой — купить хлеб или билет на проезд. Пусть уступит  место в транспорте бабушке. Пусть спросит у незнакомого, как пройти в магазину. Такой опыт он должен приобретать в вашем присутствии. Пусть знает, что вы рядом. Но не помогайте, пусть  приобретает свой собственный опыт. А потом обязательно похвалите за успех, пусть и частичный.  Обговорите, что получилось, что нет. И что помешало  общению. Если ребенок осознает свои трудности, значит, у него есть силы преодолеть их.

Бывает, что ребенок не умеет формулировать просьбу, не знает, как правильно обратиться к взрослым. Научите его четко, громко и вежливо  высказываться. Очень важен пример самих родителей. Ведь ребенок все время наблюдает за нами и подражает нашему поведению. Вот как много важных аспектов эмоционально-волевой подготовки ребенка к школе.

3. Психологическая  готовность - к психологической готовности к школьному обучению входит развитие его психических процессов. Это развитие памяти, внимания, мыслительных операций синтеза, анализа, обобщения и сравнения.

К моменту поступления в школу, ребенок должен уметь запомнить до 10-ти предметных картинок, показанных ему кратковременно. И пусть по памяти назовет  те, которые запомнил.

Второй тест на уровень развития памяти – игра в слова. Назовите 10слов, и попросите ребенка вспомнить, какие слова были названы. Хороший уровень запоминания в возрасте 6-ти лет 5-7 слов.

      При подготовки ребенка к школе необходимо проверить, насколько развиты у него внимание и сосредоточенность. Можно это проверить,  рассматривая две  похожие картинки, и находя в них маленькие отличия. В наше время в любом книжном или детском магазинах таких  книг или игр множество. На них так и написано: «развитие внимания, памяти» там есть и  описания заданий и игр для малышей.

4 Умственная (интеллектуальная) готовность - при подготовке ребенка к школе важно развивать мышление. Развитие мышления — это развивающие игры. Различные конструкторы, лего, пазлы, при помощи которых у детей развивается пространственное мышление. Мелкая моторика рук, развитие которой необходимо для успешного обучения  школьника письму. Различение формы, величины, цвета и количества деталей. Поиск различных способов решения задач и придумывание самостоятельных конструкций. Это, в конце концов, умение довести дело до конца. – Все это навыки необходимы для успешной учебы ребенка в школе.

         Поиграйте с сыном или дочкой в игру «Бинокль». – Сверните трубочкой лист бумаги и предложите малышу рассмотреть  картинку через бинокль.  Сначала — отдельные детали картинки. Ребенок скажет, что нарисовано дерево, мяч,  кукла, девочка, вода.  После этого «переверните» бинокль  другой стороной и посмотрите на картинку в «уменьшительное  стекло». Так чтобы ребенок смог сразу охватить взглядом всю картинку целиком. Предложите  ребенку одним словом назвать,  что нарисовано на картине.  Придумать название. В итоге должен получится ответ, отражающий  главную мысль изображения.  Например, «Летом на пляже», «У речки»,  «Развлечения у воды» -  тут можно придумать  множество вариантов. Важно, чтобы название было названием не вашим, а ребенка. И чтобы он понял смысл всего изображения в целом.

Именно такой вид заданий нередко у  первоклашек  вызывает трудности. Потому что  на этот аспект развития мышления детей взрослые  обращают меньше внимания. Чем, например, обучению чтению.

5 Мотивационная подготовка ребенка к обучению в школе

             Дошкольники, когда их спрашивают, хотят ли они идти в школу, в подавляющем своем большинстве отвечают, что хотят. Но, не все дети отвечают откровенно. Они хорошо знают, какого ответа от них ждут взрослые.  Важно и то,  почему именно ребенок хочет идти в школу. Очень часто будущие школьники отвечают, что в школу хотят идти, потому что они уже выросли.  Чтобы  можно было не спать днем. Потому что все  друзья туда идут.  Чтобы носить ранец и т.д. То есть  основная часть  детей стремятся к внешней стороне школьной жизни, а не к  учебной деятельности, как таковой.

Поэтому,  важно  больше рассказывать  ребенку о школе, о  том, как там интересно,  чему там можно научиться. А еще лучше — показать классы, с компьютерами и техникой, спортзал, столовую и т.д.  Поиграть с малышом в школу, дав ему возможность побыть и учительницей, и учеником. Любая деятельность человека будет более успешной, если она ему в радость. Об этом позаботиться не менее важно, чем о других аспектах подготовки ребенка к школьному обучению.

 Итак, вооруженные всеми этими знаниями, вы легче осилите дорогу к школе. Однако помните: самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе. Удачи!

Консультация для педагогов и родителей

«Формирование у детей гендерной принадлежности»

Подготовила старший воспитатель МБДОУ № 96

 Воронина Г.В.

(по выступлению Т.Н.Дороновой   11.06.2013г)

С выходом приказа № 655 у ДОУ появилась возможность повышения качества образования и воспитания детей по нескольким новым направлениям. Абсолютно новое направление – задача по формированию у детей гендерной принадлежности. Эта задача входит во всемирный стандарт дошкольного образования.

Полоролевое воспитание – это биологический пол

Гендерное воспитание – социальный пол, т.е. индивид приобретает те  личностные качества и манеры поведения, которые установлены в социуме.

Раньше роли жестко закреплялись за мужчинами и женщинами. Сейчас все поменялось (мужчина может находиться в декретном отпуске…). Поменялся социум и гендер стал ведущим направлением. Нельзя воспитывать ребенка так, чтобы он жестко держался за мужское поведение, необходимо формировать толерантность. На смену полоролевому воспитанию пришло гендерное воспитание.

  С момента рождения (0-7 лет) мальчики попадают в категорию риска. Это связано с тем, что до 7 лет биологически мальчики на 2 – 2.5 года отстают от девочек. Это чувствуется по развитию речи, по собственной активности. В результате мы имеем разновозрастную группу. Кроме того дети этого возраста во многом воспитываются по подражанию, а в настоящее время более 60% семей в России находятся в разводе и мальчики в семье находятся рядом с женщинами, в детском саду их тоже окружают женщины. В результате ребенок присваивает женскую манеру поведения и лишается мужского влияния. Опасность для мальчиков представляет то, что женщины не имеют опыта проживания периода дошкольного детства в роли мальчика, поэтому не осознают потребности мальчиков в движении, в проявлении активности в общении друг с другом и др. мальчикам необходимо давать разрядку и биологическую нагрузку.

Опасность представляет поток замечаний и указаний в адрес мальчиков, который связан с упреками в отсутствии у них мужественности («солдаты не плачут», «ты мужчина, ты должен быть сильным» и т.д.) Психологи  считают, что проявлять мужественность в дошкольном возрасте мальчики не могут! В результате эти замечания родителей (воспитателей) приводят к депрессивным состояниям, повышенной тревожности. В результате количество часто болеющих мальчиков значительно больше, чем девочек (если «снимается» это, мальчики перестают болеть). В данной ситуации у мальчиков формируется неуверенность в себе, своих возможностях и психологи констатируют низкую самооценку. На этом фоне формируются негативные черты личности и отрицательное отношение к женскому полу. Девочки всегда успешны, а мальчики нет. (Если правильно воспитывать мальчика, то к 8-ми годам он полностью все наверстывает.)

Поэтому в приказе № 655 поставлена задача по формированию гендерной принадлежности, которая на каждом возрастном этапе решается особым образом.

С 2-3 лет у детей необходимо сформировать гендерную идентичность (понимание того, кто я – мальчик или девочка, и то, что мой пол не изменится!).  Формирование этого качества происходит не просто.

Для того, чтобы сформировать у детей гендерную идентичность необходимо:

  1. При общении воспитателя с детьми при каждой возможности использовать не слово «дети»,  а «девочки» и «мальчики».
  2. Использовать в групповом помещении, раздевальной, умывальной комнатах маркеры пространства (только до 4х лет!)
  3. Маркировать пространство игровых зон (цвет покрывала, салфетки, полотенца), но только до 4х лет (не оглуплять педпроцесс, не переносить на др. возраст)
  4. В игровой зоне (дети  этого возраста играют отдельно, также маркировать пространство (ковром, ширмами…)

У детей в возрасте с 4-5 лет основной задачей является формирование привлекательности гендерной роли. 5 лет критический возраст (выброс гормонов). Если в 5 лет ребенок настаивает на том, что не хочет быть девочкой, ему еще можно помочь медикаментозно. После 5 лет уже поздно!

Поддерживать у детей мысль: «Я -  мальчик, я – девочка и мне это очень нравится!»

Для того, чтобы решить эту задачу в общении с детьми необходимо:

- никогда не противопоставлять девочек и мальчиков («Какие у нас девочки молодцы…»)

- использовать произведения х/л, демонстрируя детям привлекательность героев, как женского,  так и мужского пола (мультфильм «Маша и медведь» мальчикам не нравится…). Читать Маршака «Из чего сделаны мальчики и девочки»

- использовать праздники, посвященные девочкам и праздники, посвященные мальчикам (не 8 марта и 23 февраля). В Японии существует праздник семьи. Ребенок в этот день получает подарок, взрослые достают игрушки родителей, делают выставку, дают их играть детям.

С 5-7 лет основной задачей является формирование  у детей способности взаимодействовать друг с другом. Исследования, проведенные детским психологом  Т.А.Лебеной,  показало, что количество однополых контактов между детьми М-М, Д-Д составляет в этом возрасте 91%. Искусственно эти отношения не навязывать, можно осуществлять гендерное воспитание через с/р игры «Семья», «Корабль».

Количество конфликтов Д-М в школе много! Дети не умеют взаимодействовать, общаться по- дружески. Затем потребность в общении у детей противоположенного пола возникает (гормоны), но не появляется понимания. Это проблема!

Для решения этой проблемы необходимо:

  1. При обучении детей в продуктивных видах деятельности организовывать работу в парах М и Д (инициативу в выборе партнера всегда берут девочки) При этом определять содержание для совместной деятельности детей т.о., чтобы они попадали в зависимость друг от друга (например, аппликация «Светофор», девочки - два сигнала, мальчики – один).

Если все годовое планирование построить на совместные действия, задача решается великолепно!

  1. С целью повышения у мальчиков самооценки только их привлекать к проведению работы по созданию общего продукта в подарок всем детям к праздникам!
  2. Использовать в игре мозаичные  макеты карт («Обруч»2012г.).

Это большая и серьезная работа, которая на каждом возрастном этапе решается по-своему! Формируется у детей гендерная принадлежность, если эта задача решается в комплексе с другими программными задачами.