Вход

 

http://www.ctafauni.it/journalism/sitemap94.html Сообщение на тему

«Организация образовательных отношений в ДОО

в соответствии с ФГОС»

Подготовила: ст. воспитатель МБДОУ № 96 Воронина Г.В.

Миасс 2014г.

             Авторитаризм, который царил в дошкольном образовании много лет, уступает местосотрудничеству, методам совместных действий педагогов и детей. Запорожец отмечал, что, если ребенка «тянуть за уши, то ребенок остается маленьким, но с большими ушами». В настоящее время наблюдается опережение обучения: раннее чтение, взрослые термины, сложная техника. Исследования ученых показали, что дети не только не стали более развиты, но и отстают по своим показателям от детей конца 20 века. Надо стремиться не к расширению потенциала ребенка, а к саморазвитию. Ребенок развивается по своей собственной программе: узнает то, что ему интересно, он задает вопросы и соответственно развивается.

       Сегодня нам необходимо уйти от монотонности («День Сурка»), вносить сюрпризы, должен быть для детей эффект неожиданности. Учить не математике, а математикой, не конструированию, а конструированием…

      Формы обучения определены ФГОС и представлены в различных видах деятельности: двигательной, трудовой, продуктивной, познавательно-исследовательской, трудовой, коммуникативной и др.  В течение дня планируется совместная деятельность со взрослыми (НОД и в ходе режимных моментов), самостоятельная деятельность детей.

В настоящее время идет тенденция отказа от занятий, как формы обучения. Занятия вытесняются игрой, другими видами деятельности. Рассматривать занятие, как занимательную деятельность.

Как же быть с подготовкой детей к школе?

                Надо понимать значение игры, как ведущей деятельности детей. Игра создает условия для развития воли, эмоций…  Игра  способствует развитию произвольности.  Выгодский отмечает, что игра позволяет быть ребенку активным, развивать произвольность. Ребенок должен ставить цели, предусматривать достижение результата. Деятельностный подход – главный содержательный потенциал дошкольного образования! Майер Алексей Александрович д-р пед. наук, профессор кафедры дошкольного образования Алтайской гос.пед. академии так говорит о цели педагогической деятельности: «Идеальный вариант цели звучит так: «миссия (цель) воспитателя – перестать быть нужным ребенку», т.е. результат деятельности воспитателя не то, насколько ребенок зависим от воспитателя, а то, насколько он от него свободен, т.е. дальнейшее развитие ребенка напрямую зависит от успешной работы воспитателя, и главный показатель такого результата – то, что ребенок самостоятельно выполняет определенные операции без его помощи».

Необходимо организовать образовательный процесс с учетом заявленных в ФГОС принципов:

- принцип ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ребенок должен уметь добывать знания сам)

- принцип ПРЕЕМСТВЕННОСТ (между всеми уровнями образования)

- принцип ИНТЕГРАЦИИ (формирование обобщенного мировоззрения о  мире)

    - принцип ЗОНЫ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ

- принцип ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ  (важна атмосфера, в  какой форме проходит беседа)

  - принцип  ВАРИАТИВНОСТИ (выбор)

-принцип ТВОРЧЕСТВА (использование ребенком своего собственного опыта)

 - принцип ИНИЦИАТИВНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (в быту, игре,  труде, в худ. деятельности)

       Главное требование к взрослым – использовать формы и методы работы, которые способствуют развитию ребенка. Например, проектная деятельность (целенаправленность, ход действия, оценка, самоконтроль).  Тема проекта должна быть интересной, увлекательной, построенной на добровольности.   Давыдов указывает, что надо использовать игровые технологи: «Если не использовать игровые технологи, то занятие приобретает форму учебной деятельности»

Майер А.А. «Ребенок – это маленький человек, который нуждается в помощи, в тоже время – это активно развивающаяся и растущая личность, способная познавать мир и себя в нем с помощью взрослого. Здесь отражены сильные и слабые стороны ребенка одновременно: его активность и саморазвитие, с одной стороны, и зависимость от взрослого, определенная ограниченность (опыта, психофизических возможностей) – с другой.   Такое понимание ребенка на первый план выдвигает главную проблему: дошкольное образование должно быть направлено на удовлетворение сиюминутных, спонтанных интересов ребенка, потому что именно в них заложен источник развития».

                                                                                    

 

Как подготовить ребенка к школе?

выступление  на родительском собрании

                                                                в старшей группе ДОУ № 96      

Подготовила: ст. воспитатель МБДОУ № 96 Воронина Г.В.

Миасс 2014

             

     Очень хорошо, что вы и ваши педагоги именно в старшей группе задумались о подготовке детей к школе.  Если «не гнать лошадей», а дать возможность ребенку «созреть», внимательно и последовательно развивать то, к чему он тянется и готов, то нет никаких трудностей в подготовке малыша к обучению в школе.

        Многие родители ошибочно полагают, что готовность к школе – это умение читать, считать и писать. Однако это – лишь верхушка айсберга. На самом деле готовность к школе – вопрос значительно более обширный. В теории ни читать, ни писать, ни тем более решать задачи ребенок уметь не должен. Но на практике оказывается, что лучше ему бы все это уже уметь, поскольку иначе будет сложно угнаться за темпом обучения, и он будет чувствовать себя неуютно в среде «продвинутых» сверстников.

             Научить читать в старшей группе действительно можно, но того ребенка, который к этому готов.  У родителей есть преимущества перед детским садом: вы можете обеспечить индивидуальный подход к ребенку.

В современной науке  существует множество  методов обучения чтению детей разного возраста. Один из них это метод Зайцева, который обещает научить читать с 2-х-летнего возраста.   Метод хорош тем, что предполагает  сразу обучение чтению по слогам, а не по буквам. Благодаря этому пропускается этап чтения, когда ребенок называет отдельные буквы и  не может их связать в слово.

    Есть  еще один метод обучения чтению, он основан на  развитии  у малыша фонематического слуха до начала обучения буквам. По этой методике занимаются наши педагоги, готовя детей к обучению грамоте.

     Для того, чтобы помочь ребенку не чувствовать себя «белой вороной» и неумехой, родителям следует ответственно отнестись к процессу предшкольной  подготовки.      Нередко родители воспринимают свое чадо как некий «сосуд», который следует наполнить знаниями, а не как факел, который надо зажечь. В новом законе «Об образовании» мы читаем, что родители, наряду с организациями,  осуществляющими  образовательную деятельность, педагогическими работниками и воспитанниками включены в систему образования (гл.2 ст.10). Родители воспитанников имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (Гл.4 ст.44 ч.1)          Ответственность за воспитание  закон перекладывает на плечи семьи. Семья является резервом реализации стандарта, реализации первого уровня образования.  А в помощь вам даны образовательные организации.

            Итак, что же должен уметь будущий первоклассник? Само понятие «готовность к школе» состоит из несколько составных частей. Это физическая, эмоционально-волевая, психологическая, умственная и мотивационная готовность.

Для успешной учебы ребенок должен достичь определенного уровня развития во всех этих сферах.

1. Физическая готовность - будущий школьник должен уметь удерживать длительно статичное положение тела, быть в состоянии носить нелегкий ранец. И, конечно, быть здоровым.  Если вы не уверены в выносливости  ребенка, приучайте его к медленному бегу, но в течение 2-4 минут без перерыва. Пешим прогулкам на протяжении 30 минут без отдыха. Здорово, если он приучен к ежедневной утренней зарядке, ходьбе на лыжах и коньках.

2. Эмоционально-волевая готовность - ребенок к 6-ти годам должен  владеть навыком выполнения пусть несложных, но постоянных обязанностей. В первую очередь, по самообслуживанию. Часто камнем преткновения в  первые годы учебы в школе становится несамостоятельность детей в быту. Поэтому,  воспитание самостоятельности дошкольника  очень важный фактор его подготовки к школьному обучению. Это навыки одевания, раздевания, самостоятельной еды, шнуровки ботинок, завязывания  шапок, застегивание пуговиц на верхней одежде в 4-5 лет, культурно-гигиенические навыки и т.д.

Если ваши сын или дочь до шести лет не приучены самостоятельно следить за своими вещами, убирать за собой игрушки, то, как можно рассчитывать на то, что при поступлении в школу они смогут держать в порядке свои учебные принадлежности? Да и одежду тоже. В этом случае у ребенка неизменно будут возникать трудности с запоминанием домашних заданий, со сборами портфеля. Несамостоятельные дети часто забывают что-то – то ли из  дому взять в школу, то ли из школы забрать домой. Поэтому первым этапом подготовки ребенка в школе – это уроки самостоятельности.

            К эмоционально-волевой готовности к школе можно отнести и навыки общения ребенка с окружающими людьми. Взрослыми — знакомыми и незнакомыми. И со сверстниками. Если  малыш не умеет общаться на равных со сверстниками, он неизбежно будет с ними в конфликте или конфронтации. Детский коллектив достаточно жесткий и бескомпромиссный. Важно чтобы малыш умел отстоять свою точку зрения, и при этом не вел себя высокомерно. Чтобы не помыкал другими детьми, и, в то же время, не допускал неуважительного отношения к себе. Чтобы умел и был готов к нахождению компромиссных решений в конфликтной ситуации.

     Умение общаться с взрослыми знакомыми и незнакомыми — одно из условий успешной учебы в школе. Ведь малышу придется обращаться за помощью к учителю, спрашивать или переспрашивать его что-то на уроках. У детей нередко возникают трудности в этом. Причины таких трудностей могут быть различны.

      Если ваш малыш стеснительный, неуверенный в себе, значит, он имеет негативный опыт общения с взрослыми, в котором он был не понят, не услышан, не поддержан в своих потребностях.  В таком случае,  детей  нужно чаще хвалить, реже ругать за несовершенство выполнения заданий или поведения.

      Помогают специально созданные  ситуации, в которых ваш сын или дочь приобретает положительный опыт общения с продавцами в магазине, кондуктором в транспорте, бабушкой, которой уступает место в троллейбусе. – Вариантов масса.  Стимулируйте его активность и самостоятельность. Пусть ребенок сам обратиться к незнакомым людям с просьбой — купить хлеб или билет на проезд. Пусть уступит  место в транспорте бабушке. Пусть спросит у незнакомого, как пройти в магазину. Такой опыт он должен приобретать в вашем присутствии. Пусть знает, что вы рядом. Но не помогайте, пусть  приобретает свой собственный опыт. А потом обязательно похвалите за успех, пусть и частичный.  Обговорите, что получилось, что нет. И что помешало  общению. Если ребенок осознает свои трудности, значит, у него есть силы преодолеть их.

Бывает, что ребенок не умеет формулировать просьбу, не знает, как правильно обратиться к взрослым. Научите его четко, громко и вежливо  высказываться. Очень важен пример самих родителей. Ведь ребенок все время наблюдает за нами и подражает нашему поведению. Вот как много важных аспектов эмоционально-волевой подготовки ребенка к школе.

3. Психологическая  готовность - к психологической готовности к школьному обучению входит развитие его психических процессов. Это развитие памяти, внимания, мыслительных операций синтеза, анализа, обобщения и сравнения.

К моменту поступления в школу, ребенок должен уметь запомнить до 10-ти предметных картинок, показанных ему кратковременно. И пусть по памяти назовет  те, которые запомнил.

Второй тест на уровень развития памяти – игра в слова. Назовите 10слов, и попросите ребенка вспомнить, какие слова были названы. Хороший уровень запоминания в возрасте 6-ти лет 5-7 слов.

      При подготовки ребенка к школе необходимо проверить, насколько развиты у него внимание и сосредоточенность. Можно это проверить,  рассматривая две  похожие картинки, и находя в них маленькие отличия. В наше время в любом книжном или детском магазинах таких  книг или игр множество. На них так и написано: «развитие внимания, памяти» там есть и  описания заданий и игр для малышей.

4 Умственная (интеллектуальная) готовность - при подготовке ребенка к школе важно развивать мышление. Развитие мышления — это развивающие игры. Различные конструкторы, лего, пазлы, при помощи которых у детей развивается пространственное мышление. Мелкая моторика рук, развитие которой необходимо для успешного обучения  школьника письму. Различение формы, величины, цвета и количества деталей. Поиск различных способов решения задач и придумывание самостоятельных конструкций. Это, в конце концов, умение довести дело до конца. – Все это навыки необходимы для успешной учебы ребенка в школе.

         Поиграйте с сыном или дочкой в игру «Бинокль». – Сверните трубочкой лист бумаги и предложите малышу рассмотреть  картинку через бинокль.  Сначала — отдельные детали картинки. Ребенок скажет, что нарисовано дерево, мяч,  кукла, девочка, вода.  После этого «переверните» бинокль  другой стороной и посмотрите на картинку в «уменьшительное  стекло». Так чтобы ребенок смог сразу охватить взглядом всю картинку целиком. Предложите  ребенку одним словом назвать,  что нарисовано на картине.  Придумать название. В итоге должен получится ответ, отражающий  главную мысль изображения.  Например, «Летом на пляже», «У речки»,  «Развлечения у воды» -  тут можно придумать  множество вариантов. Важно, чтобы название было названием не вашим, а ребенка. И чтобы он понял смысл всего изображения в целом.

Именно такой вид заданий нередко у  первоклашек  вызывает трудности. Потому что  на этот аспект развития мышления детей взрослые  обращают меньше внимания. Чем, например, обучению чтению.

5 Мотивационная подготовка ребенка к обучению в школе

             Дошкольники, когда их спрашивают, хотят ли они идти в школу, в подавляющем своем большинстве отвечают, что хотят. Но, не все дети отвечают откровенно. Они хорошо знают, какого ответа от них ждут взрослые.  Важно и то,  почему именно ребенок хочет идти в школу. Очень часто будущие школьники отвечают, что в школу хотят идти, потому что они уже выросли.  Чтобы  можно было не спать днем. Потому что все  друзья туда идут.  Чтобы носить ранец и т.д. То есть  основная часть  детей стремятся к внешней стороне школьной жизни, а не к  учебной деятельности, как таковой.

Поэтому,  важно  больше рассказывать  ребенку о школе, о  том, как там интересно,  чему там можно научиться. А еще лучше — показать классы, с компьютерами и техникой, спортзал, столовую и т.д.  Поиграть с малышом в школу, дав ему возможность побыть и учительницей, и учеником. Любая деятельность человека будет более успешной, если она ему в радость. Об этом позаботиться не менее важно, чем о других аспектах подготовки ребенка к школьному обучению.

 Итак, вооруженные всеми этими знаниями, вы легче осилите дорогу к школе. Однако помните: самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе. Удачи!

Консультация для педагогов и родителей

«Формирование у детей гендерной принадлежности»

Подготовила старший воспитатель МБДОУ № 96

 Воронина Г.В.

(по выступлению Т.Н.Дороновой   11.06.2013г)

С выходом приказа № 655 у ДОУ появилась возможность повышения качества образования и воспитания детей по нескольким новым направлениям. Абсолютно новое направление – задача по формированию у детей гендерной принадлежности. Эта задача входит во всемирный стандарт дошкольного образования.

Полоролевое воспитание – это биологический пол

Гендерное воспитание – социальный пол, т.е. индивид приобретает те  личностные качества и манеры поведения, которые установлены в социуме.

Раньше роли жестко закреплялись за мужчинами и женщинами. Сейчас все поменялось (мужчина может находиться в декретном отпуске…). Поменялся социум и гендер стал ведущим направлением. Нельзя воспитывать ребенка так, чтобы он жестко держался за мужское поведение, необходимо формировать толерантность. На смену полоролевому воспитанию пришло гендерное воспитание.

  С момента рождения (0-7 лет) мальчики попадают в категорию риска. Это связано с тем, что до 7 лет биологически мальчики на 2 – 2.5 года отстают от девочек. Это чувствуется по развитию речи, по собственной активности. В результате мы имеем разновозрастную группу. Кроме того дети этого возраста во многом воспитываются по подражанию, а в настоящее время более 60% семей в России находятся в разводе и мальчики в семье находятся рядом с женщинами, в детском саду их тоже окружают женщины. В результате ребенок присваивает женскую манеру поведения и лишается мужского влияния. Опасность для мальчиков представляет то, что женщины не имеют опыта проживания периода дошкольного детства в роли мальчика, поэтому не осознают потребности мальчиков в движении, в проявлении активности в общении друг с другом и др. мальчикам необходимо давать разрядку и биологическую нагрузку.

Опасность представляет поток замечаний и указаний в адрес мальчиков, который связан с упреками в отсутствии у них мужественности («солдаты не плачут», «ты мужчина, ты должен быть сильным» и т.д.) Психологи  считают, что проявлять мужественность в дошкольном возрасте мальчики не могут! В результате эти замечания родителей (воспитателей) приводят к депрессивным состояниям, повышенной тревожности. В результате количество часто болеющих мальчиков значительно больше, чем девочек (если «снимается» это, мальчики перестают болеть). В данной ситуации у мальчиков формируется неуверенность в себе, своих возможностях и психологи констатируют низкую самооценку. На этом фоне формируются негативные черты личности и отрицательное отношение к женскому полу. Девочки всегда успешны, а мальчики нет. (Если правильно воспитывать мальчика, то к 8-ми годам он полностью все наверстывает.)

Поэтому в приказе № 655 поставлена задача по формированию гендерной принадлежности, которая на каждом возрастном этапе решается особым образом.

С 2-3 лет у детей необходимо сформировать гендерную идентичность (понимание того, кто я – мальчик или девочка, и то, что мой пол не изменится!).  Формирование этого качества происходит не просто.

Для того, чтобы сформировать у детей гендерную идентичность необходимо:

  1. При общении воспитателя с детьми при каждой возможности использовать не слово «дети»,  а «девочки» и «мальчики».
  2. Использовать в групповом помещении, раздевальной, умывальной комнатах маркеры пространства (только до 4х лет!)
  3. Маркировать пространство игровых зон (цвет покрывала, салфетки, полотенца), но только до 4х лет (не оглуплять педпроцесс, не переносить на др. возраст)
  4. В игровой зоне (дети  этого возраста играют отдельно, также маркировать пространство (ковром, ширмами…)

У детей в возрасте с 4-5 лет основной задачей является формирование привлекательности гендерной роли. 5 лет критический возраст (выброс гормонов). Если в 5 лет ребенок настаивает на том, что не хочет быть девочкой, ему еще можно помочь медикаментозно. После 5 лет уже поздно!

Поддерживать у детей мысль: «Я -  мальчик, я – девочка и мне это очень нравится!»

Для того, чтобы решить эту задачу в общении с детьми необходимо:

- никогда не противопоставлять девочек и мальчиков («Какие у нас девочки молодцы…»)

- использовать произведения х/л, демонстрируя детям привлекательность героев, как женского,  так и мужского пола (мультфильм «Маша и медведь» мальчикам не нравится…). Читать Маршака «Из чего сделаны мальчики и девочки»

- использовать праздники, посвященные девочкам и праздники, посвященные мальчикам (не 8 марта и 23 февраля). В Японии существует праздник семьи. Ребенок в этот день получает подарок, взрослые достают игрушки родителей, делают выставку, дают их играть детям.

С 5-7 лет основной задачей является формирование  у детей способности взаимодействовать друг с другом. Исследования, проведенные детским психологом  Т.А.Лебеной,  показало, что количество однополых контактов между детьми М-М, Д-Д составляет в этом возрасте 91%. Искусственно эти отношения не навязывать, можно осуществлять гендерное воспитание через с/р игры «Семья», «Корабль».

Количество конфликтов Д-М в школе много! Дети не умеют взаимодействовать, общаться по- дружески. Затем потребность в общении у детей противоположенного пола возникает (гормоны), но не появляется понимания. Это проблема!

Для решения этой проблемы необходимо:

  1. При обучении детей в продуктивных видах деятельности организовывать работу в парах М и Д (инициативу в выборе партнера всегда берут девочки) При этом определять содержание для совместной деятельности детей т.о., чтобы они попадали в зависимость друг от друга (например, аппликация «Светофор», девочки - два сигнала, мальчики – один).

Если все годовое планирование построить на совместные действия, задача решается великолепно!

  1. С целью повышения у мальчиков самооценки только их привлекать к проведению работы по созданию общего продукта в подарок всем детям к праздникам!
  2. Использовать в игре мозаичные  макеты карт («Обруч»2012г.).

Это большая и серьезная работа, которая на каждом возрастном этапе решается по-своему! Формируется у детей гендерная принадлежность, если эта задача решается в комплексе с другими программными задачами.

Мунтянмунтян владимир колледжзарядно устройство для